Светлана Коленова
https://www.facebook.com/photo.php?fbid … mp;fref=nf
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ ЦВЕРГШНАУЦЕРОМ
Часть 5. Великий манипулятор
Эта часть инструкции САМАЯ ВАЖНАЯ. Цвергшнауцер садится на шею своим владельцам и едет туда, куда маленькая бородатая собачка пожелает. Управляет хозяином цвержик твёрдой железной лапкой, спрятанной в бархатную перчатку. Иногда с искренним восхищением наблюдаю, как цвергшнауцеры добиваются всего, чего им хочется.
Я с большой теплотой вспоминаю тот период своей жизни, когда у меня жил замечательный восточник (ВЕО), мы занимались с ним на лучших дрессировочных площадках тогда ещё Ленинграда, участвовали в военном многоборье с собаками. Потом я закончила при ленинградском ДОСААФе судейские курсы и стала работать с породой. Как раз был переходный этап замены поголовья восточноевропейских овчарок на немецких. Как же великолепно работали гэдээровские немцы одной из знаменитых рабочих линий! С каким удовольствием они «жрались», как азартно ходили на задержание, красиво работали следовую. Скажи мне тогда, что настанет момент, когда овчарки станут для меня не интересны, посмеялась бы в лицо говорившему.
Первого миттельшнауцера мы с мужем взяли – как МАЛЕНЬКУЮ собачку к восточноевропейской овчарке. Я тогда ещё не знала знаменитую немецкую поговорку: «Шнауцер раз – шнауцер навсегда»! Постепенно миттелей становилось в доме больше, и уже к ним и восточноевропейской овчарке мы взяли МАЛЕНЬКУЮ собачку – цвергшнауцера. И случилось то, что случалось до меня и после меня со многими: люди приходят в шнауцеров из овчарок, но практически НИКОГДА шнауцерист не возвращается, а тем более, не уходит к немцам. Сравнить это можно с человеком, который учится фотографировать. Начинают обычно с простенькой добротной мыльницы. И качество фотографий устраивает, и работать с ней легко. Но если кто-то перешёл на профессиональную японскую оптику, то ему уже совершенно неинтересно снимать мыльницей.
Сразу хочу сказать, что я с большим уважением отношусь к немецким овчаркам, это действительно лучшие рабочие собаки-универсалы. С ними может работать и не очень подготовленный человек, немца трудно испортить неумелой дрессировкой. Их прямолинейность, хорошо развитое чувство долга – большой плюс там, где нужна стабильная ежедневная работа.
Немец – это «дойчен зольдатен», а цвергшнауцер – это карнавал в Вашей жизни, с танцами, кастаньетами, бубнами и барабанами.
Пока растишь и воспитываешь щеночка цвергшнауцера, несколько раз хочется взять его за шкирку и вытрясти весь запас хулиганских придумок из этого неутомимого массовика-затейника. А уж если это затейница…Сука в несколько раз хитрее и изобретательнее кобеля, при этом именно она мгновенно находит слабые места у хозяина и великолепно манипулирует своим владельцем, ловко трогая маленькими лапками нужные струны хозяйской души.
Самое ГЛАВНОЕ - надо запомнить разницу в восприятии команд немецкой овчаркой и шнауцером. Когда Вы даёте команду немцу, он думает: «Как бы сделать, чтобы СДЕЛАТЬ!». А цвергшнауцер в той же ситуации думает: «Как бы так сделать, чтобы НЕ сделать, и мне бы за это ничего не было!». Немец делает, потому, что надо сделать, раз хозяин сказал, а цверг прикидывает плюсы и минусы для себя, смысл и логику в выполнении. Причем у моего великолепно отдрессированного Бени, которому и в голову не приходило не выполнить любую мою команду, тоже всегда в первую секунду мелькало на морде это хитрое выражение – а может не надо? Но зато как же красиво и с куражом работает хорошо обученный шнауцер, который знает, что слово хозяина – закон, что все его уловки не пройдут. А вот арсенал «показательных» выступлений у цверга необыкновенно обширен! У тех же немецких разведенцев есть фраза: «Когда Бог раздавал хитрость – первым был шнауцер!» Любой среднестатистический цвергшнауцер обведёт хозяина вокруг пальца элементарно. Большинство из этих бородатых малышей манипулируют своими владельцами одним движением мохнатых бровок.
Первое, что обычно пробуется – умильное заглядывание в глаза, и выражение на мордочке – неужели у вас поднимется рука на такую маленькую бедную преданную собачку!
Если Вы продолжаете настаивать на своем – включается, особенно на публике, следующий вариант: «Ой, боюсь, боюсь!». С содроганием вспоминаю взгляды прохожих на улице, когда при команде «ко мне», одна из моих цвергуль просто размазывалась по асфальту, поджимала хвост и практически ползла на полусогнутых в мою сторону. Выглядело это довольно мерзко – забитая собачонка боится свою хозяйку. Видимо бьют смертным боем не раз на дню… Хотя эту скотину никто ПАЛЬЦЕМ ни разу НЕ тронул, даже голос на неё не повышали. Но стоило только сказать: «Ну ладно, иди, гуляй», забитость исчезала в тот же момент, хвост поднимался пистолетом. И рядом скакала весёленькая собачка.
Теперь представьте себе, что Вы это выдержали. Будет следующий этап. Условно его можно назвать «Я очень плёхо говорить по-русски!». На Вас будут смотреть преданные глазки, мордочка будет выражать готовность немедленно выполнить любое Ваше приказание. Но вот незадача – собачка очень хочет выполнить, но собачка плохо понимает, что Вы от неё хотите. Она может даже попытаться изобразить что-то из того арсенала, которому Вы её учили: сесть, встать, запрыгнуть на диван – то есть продемонстрировать свою исполнительность.
Есть ещё одна разновидность: «Я – дура!». В давнее время я столкнулась в своем доме с такой собакой. На все попытки чему-то научить её, заставить силой, заинтересовать кусочкам – был нулевой результат. Глазки становились тупыми и оловянными, взгляд терял осмысленность. Она не сопротивлялась, если я пыталась посадить или положить её руками, просто становилась куклой без костей, ножки её не держали. Собачка «стекала» на пол. Промучившись с ней достаточно долго (а это было практически сразу после работы с немецкими овчарками), я сделала вывод, что есть же дети, с трудом осваивающие программу начальных классов, поэтому и собаки могут быть практически не обучаемы. Да, есть такие собаки, и есть такие породы. Но это НЕ шнауцеры! Теперь, когда через мою жизнь прошло столько шнауцеров, я со смехом вспоминаю ту хитрющую суку, которая, вытерпев мои потуги её отдрессировать, обеспечила себе в нашей собачьей стае комфортную жизнь умственно-неполноценного, но жалеемого и любимого ребёнка.
Прокололась она во времена тотального дефицита девяностых годов. Кормежка тогда была очень примитивная, все вкусности распределялись по талонам, а хитрая зверюшка очень любила сыр. Когда в доме появились 200 граммов сыра, я решила побаловать собачек. В то время в нашей семье их было пять. Итак, в ряд сели четыре дрессированных зверя во главе со старым восточником, победителем многих соревнований по дрессировке. Наша «необучаемая» сидела в сторонке и с насмешливым интересом наблюдала за другими членами стаи, унижающими свое собачье достоинство выполнением команд. На морде отлынивающей девочки шнауцера было написано – работа дураков любит. Собаки честно выполняли «сидеть», «лежать», «стоять»…. И при этом получали СЫР! Попытки поклянчить «на бедность и погорельцев» не прошли. Сыр выдавался только тем, кто работал. И количество сырных кусочков уменьшалось на глазах. В тот момент, когда прозвучала команда «ползи», и шеренга из четырех собак, как новобранцы, приподнимая попы, медленно поползла вперед, в строй буквально влетела наша «тупая». Она упала на пол, и как сержант американской армии, ловко, быстро, очень красиво и практически идеально, обгоняя всю стаю, поползла вперёд. Потом, получив вкусненький кусочек сыра, и поняв, что она себя выдала, махнула лапой на попытки «откосить от дрессировки», и продемонстрировала мне ВЕСЬ КОМПЛЕКС, причем работала как по голосу, так и по жесту! Шнауцеру стало НЕ ВЫГОДНО лентяйничать! С той минуты я прочувствовала мудрость немецких разведенцев лучших рабочих пород, которые говорят: «Когда Бог раздавал хитрость – первым был шнауцер!».
Действительно, интеллигентности в шнауцере не очень много, а вот изворотливости и прагматичности в нём одном на несколько собак.
Когда Вы прошли всё это, на Вас могут попробовать вариант «Да я уже такая образованная!». Выучив команду «Ап!», по которой одна из моих цвергодевочек научилась запрыгивать на пуфик или стул, цвергуля решила, что это вершина дрессированности, и такую обученную собачку верх неприличия учить ещё чему-то. При попытке научить её чему-либо другому, зверюшка гордо демонстрировала команду «Ап!» и снисходительно смотрела на меня – супер, ведь!
Допустим, Вы обучили своего шнауцера большому количеству команд, учат они их очень легко. И вот у Вас отлично работающая собака, сердце Ваше радуется, гордость переполняет Вас, когда другие дрессировщики завистливо смотрят на красивую и чёткую работу бородатого зверика. В этом месте ждет очередной подводный камень – шнауцер начинает халявничать. Практически подмигивая Вам, он очень небрежно и быстро выполняет команду, например, «лежать». Приляжет на минутку, заваливаясь на бок, тут же вскочит, а на морде написано: «Ну ты же, любимый хозяин, знаешь, что я всё это делаю лучше других, что я всё знаю и умею, так зачем нам с тобой время тратить на повтор, я же продемонстрировал, что понимаю и выполняю то, что ты приказал».
Вполне возможно, что Вы сейчас читаете про хитрости шнауцеров, и у Вас сжимаются кулаки, весь Ваш опыт дрессировщика вопиёт – выдрать эту скотину, сломить всю эту хитрожопость, заставить работать как часики (то есть как хорошую немецкую овчарку). Возможно ли это? Да, возможно. Да, можно «обломать» эту бородатую хитрую собаку. Да, она будет работать! Но нет ничего гаже шнауцера, который превратился в заводную игрушку, этакий механизм. И нет ничего красивее цверга, который влюблён в своего хозяина, цверга, который выполняет всё не потому, что он должен это выполнить, а потому, что он хочет доставить удовольствие своему владельцу, потому, что он уверен в собственной неотразимости и уме, потому, что он любит выпендриваться! Могу сказать, что цверги, которые знают, что они любимы, на соревнованиях на равных состязаются с лучшими рабочими собаками. На Чемпионате Мира по миниаджилити основная масса спортсменов выступает с шелти. И практически всегда выигрывают они, но аплодисменты зрителей срывают цверги. Работают они на таком кураже! Самое слабое место у шнауцеров на соревнованиях – отсутствие выдержки. То самое – я ведь уже показал, что знаю и умею….
Точно так же происходит и на выставках. Задрессированные собачки-роботы без «показушности» выигрывают редко. Сейчас, правда, опытные хендлеры научились отлично симулировать кураж. Я хорошо знакома с цвергодевочкой, живущей у дрессировщицы. Она давно на заслуженном отдыхе по возрасту. Лет десять назад собака выступала в соревнованиях по ОКД, ИПО, аджилити и побеждала. Но в свое время никак не могла «закрыться» на Чемпиона России. Потому, что в ринге бегал «механический зайчик». Тогда я забрала её к себе и начала «портить». Цвергуша спала со мной под одеялом (а это делает каждый уважающий себя цверг), сидела за столом и показывала носом на все вкусные кусочки, которые ей хотелось (этого делать не рекомендую, моим личным собакам такого не позволяется, но времени было мало, и собаку «испортить» мне надо было быстро). Через пару дней, а цвергшнауцер распоясывается очень быстро, зверюшка стала верить в своё счастье, ещё через пару дней наглеть, через неделю в ринг вышла уверенная в своей исключительности, оборзевшая ЗВЕЗДА. Она выиграла не только породу в жёсткой конкуренции, но и была второй в нашей самой многочисленной группе! Мгновенно закрыла Чемпиона России, а потом ещё две страны! Это иллюстрация к тому, что цвергшнауцер должен быть любим, немного балован, уверен в себе. Тогда цверг творит чудеса!
Только не перегните палку! Потому, что большинство цвергшнауцеров садятся на шею хозяину, свешивают лапки и едут туда, куда им в данный момент захочется. Бывший спецназовец, а ныне крутой бизнесмен, купивший после доберманов дочь моего Бени, бежал менять ей корм в мисочке на что-то повкуснее (трехмесячная мерзавка просто топнула лапкой). На моё предложение поставить её в выставочную стойку, брутальный мужчина искренне ответил: «А она НЕ ХОЧЕТ!». Вот тут-то я и озвучила свою любимую фразу: «А кто её спрашивает?!». И на глазах изумлённого владельца делала с его «нехочухой» всё, что считала нужным. Причём это не была первая его собака, мужчина держал до этого приличных и прекрасно отдрессированных доберманов!
Рассуждать о любимых цвергшнауцерах я могу практически бесконечно, но постараюсь подвести некоторые итоги. У Вас начинается новый этап в жизни. Щенок цвергшнауцера принесёт в Вашу жизнь много радости и новых открытий! Сейчас маленькие хитрые глазки будут следить за каждым Вашим движением, а мозг цвержика начнет просчитывать все ситуации. Я уверена, что он не только попробует на Вас весь классический арсенал цверга, но придумает и много своего. Скучно Вам с ним не будет.
Цвергшнауцер – это пластилин. Он всегда считывает своего хозяина, и принимает ту форму, которую Вы хотите. Собака с необыкновенно пластичной психикой! Если Вы захотите иметь умную, послушную и удобную для жизни собаку, Вы будете владельцем именно такого цвергшнауцера!